«Возрастная психология для педагогов. Как улучшить свою работу, используя знания психологии развития»
Цель программы
Цель программы – формирование у, педагогов, обучающих детей и подростков, системного взгляда на развитие человека и освоение эффективных подходов к преподаванию, соответствующим особенностям каждого возрастного этапа.
Возрастная психология – это раздел психологии, который изучает закономерности психического развития человека на разных этапах его жизни. Она исследует, как меняются психологические процессы (мышление, эмоции, мотивация, поведение) и личностные качества в зависимости от возраста, а также какие факторы на это влияют.
Изюминка курса – мы разберем не только развитие детей школьного возраста, но также кратко поговорим о предшествующих и последующих этапах. Разбираясь в том, как устроено развитие человека в целом, каждый из нас сможет посмотреть на свою личную школьную жизнь.
Об экзистенциально-гуманистическом подходе
Реальность и наше восприятие реальности формируется в пространстве жизненных данностей. Путь человека – это процесс непрерывного столкновения с этими данностями в виде локальных и экзистенциальных кризисов. Здравый смысл – это способность воспринимать и осмыслять реальность вокруг и внутри себя с минимальными искажениями, чувствовать себя и других и вести себя так, чтобы добиваться желаемого, приносить пользу себе, окружающим людям и миру вокруг, и при этом стараться не вредить. Поэтому экзистенциально-гуманистический подход – это подход в психологии, основанный на здравом смысле и практике жизни.
Узнать подробности о формировании подхода в России и Санкт-Петербурге можно здесь:
Для кого
Слушателями программы могут стать:
- Учителя и тьюторы, работающие в образовательных учреждениях и занимающиеся преподавательской деятельностью;
- Репетиторы, которые проводят индивидуальные или групповые занятия и хотят повысить свою квалификацию;
- Студенты педагогических вузов, желающие углубить свои знания и подготовиться к практической работе.
Краткое содержание
Курс состоит из 9 встреч (один раз в неделю: суббота с 10:00 до 13:00 по мск). Первая встреча - 01.03.2025 г., завершающая - 26.04.2025 г.
В начале курса проходит вступительное занятие, затем занятие, посвященное дошкольному периоду, а в конце девяти недель обучения будет завершающая встреча о том, что происходит с человеком после выпуска из школы.
Почти все занятия состоят из теоретической и практической частей. Кроме общих занятий, посвящённых каждому возрастному периоду, предусмотрены дополнительные занятия, которые подробно рассматривают узкие темы, характерные для конкретного возраста. Курс создан так, что каждый участник может сам выбрать тот объем знаний и умений, которые он готов освоить.
Далее идёт программа рассматриваемых тем на лекционных встречах разбитая по возрастам.
Вступительная встреча
Особенности и задачи курса. Как работать с учебными материалами. Понятия возрастной психологии и психологии развития, возрастной нормы, возрастного периода, среды развития. Как применять полученные знания на практике и в мышлении.
Занятие о дошкольном возрасте
Линии развития. Стадии сенсомоторного развития по Ж. Пиаже. Что такое зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому. Развитие речи. Понятие ведущей деятельности. Игра в жизни ребёнка и взрослого.
Два занятия о младшем школьном возрасте 6-9 лет
Адаптация к школе. Учебная деятельность. Подход к событийному оцениванию жизненного этапа. Развитие внимания и СДВГ. Конкуренция и кооперация. Теория компенсации А. Адлера.
Два занятия о среднем школьном возрасте 10-13 лет
Сексуальное развитие, пол и гендер. Понятие социальной роли. Пубертат. Профориентация и типы врастания подростка во взрослую жизнь по Шпрангеру.
Два занятия о старшем школьном возрасте 14-18 лет
Что такое темперамент, характер и его акцентуация. Этап становления мировоззрения. Общение как ведущая деятельность. Концепция идеального и реального я по Роджерсу в приложении к возрастной психологии.
Завершающее занятие о возрастах после школы
Переход во взрослость. Развитие интеллекта во взрослом возрасте и когнитивные стили. Сочетание и не сочетание различных сфер жизни. Место наставника в жизни человека. Различные ожидания обществ от человека. Разбор особенностей проживания профессионального кризиса и фазы профессионального становления. Дискуссия вокруг понятия "смысл жизни" и взгляд на него Виктора Франкла. Кризис взрослости и стадия зрелости по Эрику Эриксону.
Данный курс является практическим и поэтому программа лекционных встреч может меняться в зависимости от вопросов участников обучения. Также каждая такая встреча предполагает время для ответов на вопросы учащихся. Также каждая вторая встреча по возрастам – это подробный разбор конкретных тем, актуальных в возрасте.
Примеры тем:
- Выбор и подготовка к школе,
- Домашние задания,
- Учебная мотивация и трудности
- Особенности развития (СДВГ, РАС, …),
- Гаджеты, игры, соцсети, ИИ
- Профориентация
В течение курса каждому участнику будет предоставлена в электронном виде рабочая тетрадь для личного использования. Она организована по возрастным периодам и туда можно будет записывать важные идеи, связанные с личным проживанием периода, или мысли о работе с клиентами этого возраста. Также на встречах возможны небольшие психологические упражнения, связанные с возрастом, при готовности на такую работу со стороны участников.
Особенность курса
- Курс рассматривает все школьные возраста, начиная от подготовки к школе и до выпуска из нее, а также периоды до и после школы. В отличие от большинства программ по возрастной психологии, наш курс обращен к практикам, работающими или планирующими работать с детьми и подростками.
- Наш курс главной своей задачей ставит помощь в расширении понимания происходящего с детьми и подборе правильного способа помощи с точки зрения процесса развития. Поэтому из каждого лекционного фрагмента мы делаем выводы о том, с какими трудностями может столкнуться преподаватель в связи с конкретным возрастом его учеников, какие методы работы стоит использовать. Также по каждому этапу развития мы разберем несколько сложных случаев из практики.
- Для каждого возраста мы порекомендуем книги, которые полезно прочесть для более глубокого его понимания, а также видео лекции и фильмы.
Формат обучения
Видео-встречи раз в неделю по три академических часа. Доступ к лекционным материалам будет сохранен для участников в течение полугода от начала обучения.
Количество участников курса – до 15 человек.
Расписание онлайн встреч | |
01.03.2025 | Вводное занятие |
08.03.2025 | Дошкольный возраст |
15.03.2025 | Общий блок 6 - 9 лет |
22.03.2025 | Темы по возрасту 6 - 9 лет |
29.03.2025 | Общий блок 10 - 13 лет |
05.04.2025 | Темы по возрасту 10 - 13 лет |
12.04.2025 | Общий блок 14- 18 лет |
19.04.2025 | Темы по возрасту 14 - 18 лет |
26.04.2025 | После школы |
Ведущие программы
Организатор и главный преподаватель курса - Алексей Зыков, психолог-консультант, супервизор. Вместе с коллегами руководил психологическим центром «12 коллегий». В рамках этого проводил консультации, группы и психологические лагеря, а также обучал детской психологии сотрудников центра. Много работал в качестве супервизора с педагогами. Эксперт в области групповой динамики. Участник АНО ДПО ЭГО, сообщества социопрактиков «Метаверситет» и содружества психологов «Dom» (тг канал @PsyDom_Tbilisi).
Приглашенные специалисты:
Дарья Гапоненко - психолог, супервизор. Работала педагогом-психологом с детьми дошкольного возраста, психологом-консультантом с детьми от 5 до 18 лет, их семьями, а также руководила выездными психологическими лагерями и проводила обучения и супервизии психологов и педагогов.
Алёна Дерябина - педагог дополнительного образования в области социально педагогической деятельности, педагог-психолог. Работала тьютором с детьми с СДВГ, педагогом образовательной среды, организатором выездных и каникулярных программ, педагогом-психологом в школе. Создавала детское сообщество в начальной школе, организовывала ролевые игры живого действия, вела семинары и тренинги для педагогов, проводила консультации для родителей.
Отзывы участников курса
“...Отдельно хочу сказать, что материал и подача на очень высоком уровне, не хуже моего фронтального обучения в универе в Израиле+ точно не хуже различных курсов «для широкой публики», которые были прослушаны мной на английском языке на сайтах американских университетов. Очень крутой курс на русском языке и уверена, что каждый следующий поток будет лучше!”
Алона
“Думаю, что этот курс – одно из самого важного и нужного, что я проходил (в формате обучения) в своей жизни. Жалею лишь, что не было возможности пройти этот курс раньше (если не в старшем подростковом возрасте, то хотя бы лет в 20-25). Также жалею, что в моей жизни этот курс уже закончился. Хотелось бы, чтобы он продолжался, расширялся и углублялся. Безмерная благодарность его создателям!”
Кирилл
Официальное подтверждение
Студенты, прошедшие курс обучения и сдавшие вовремя итоговую работу, получают сертификат государственного образца о повышении квалификации на 30 академических часов, зарегистрированный в Федеральном реестре сведений о документах об образовании и (или) о квалификации.
Стоимость: 16 000 руб.
Оплата обучения возможна двумя частями, 10 000 руб. до начала обучения и 6 000 руб. после первой половины.
Для записи на курс свяжитесь с нами в телеграм или вотсап (@BiboiBobo2 +79213490912).