«Психотерапия через призму возраста. Как улучшить свою работу, используя знания психологии развития»
Цель программы
Цель программы – формирование у практиков, помогающих людям, системного взгляда на развитие человека и освоение методов психологической помощи, с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода.
Психология развития – это область психологии, исследующая развитие человека от зачатия до последних дней. В практике консультирования знания из этой области помогают глубже понимать, что происходит с клиентом в связи с его актуальным возрастом и какие его сложности связаны с нерешенными задачами возрастных этапов жизни. Понимая человека в контексте его возрастного развития, специалист может найти оптимальные методы помощи.
Изюминка курса – разбираясь в том, как устроено развитие человека в целом, каждый из нас сможет посмотреть на свою личную жизнь, причём не только в аспекте прошлого, но и в свете предстоящего.
Об экзистенциально-гуманистическом подходе
Реальность и наше восприятие реальности формируется в пространстве жизненных данностей. Путь человека – это процесс непрерывного столкновения с этими данностями в виде локальных и экзистенциальных кризисов. Здравый смысл – это способность воспринимать и осмыслять реальность вокруг и внутри себя с минимальными искажениями, чувствовать себя и других и вести себя так, чтобы добиваться желаемого, приносить пользу себе, окружающим людям и миру вокруг, и при этом стараться не вредить. Поэтому экзистенциально-гуманистический подход – это подход в психологии, основанный на здравом смысле и практике жизни.
Узнать подробности о формировании подхода в России и Санкт-Петербурге можно здесь:
Для кого
Слушателями программы могут стать:
- Практикующие психологи-консультанты, психотерапевты, врачи-психиатры,
- Специалисты помогающих профессий например, педагоги, тьюторы, коучи, навигаторы,
- Студенты старших курсов профильных учебных заведений.
Краткое содержание
Курс состоит из 25 встреч, разбитых на три больших модуля (детство, взрослость, старость). Длится курс двенадцать с половиной недель по два занятия в неделю.
Перед первым модулем проходит вступительное занятие, а в конце двенадцати недель обучения будет обобщающая завершающая встреча.
Половина занятий – лекции, а половина – практические семинары. Лекционные встречи будут проходить по вечерам вторника, потом выкладываться в чат учебной группы и предполагают возможность просмотра в удобное время отдельно от группы. Курс создан так, что каждый участник может сам выбрать тот объем знаний и умений, которые он готов освоить.
Далее идёт программа рассматриваемых тем на лекционных встречах разбитая по возрастам.
Вступительная встреча
Особенности и задачи курса. Как работать с учебными материалами. Понятия возрастной психологии и психологии развития, возрастной нормы, возрастного периода, среды развития. Как применять полученные знания на практике и в мышлении.
до 0
Жизненные стадии и структура семьи. Факторы готовности к родительству. Перинатальная психология. Кризис рождения.
0-1
Родовой кризис. Период новорожденности. Линии развития. Теория привязанности: факторы, функции, типы привязанности. Стадии сенсомоторного развития по Ж. Пиаже.
1-3
Периодизация З. Фрейда. Что такое зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому. Развитие речи
3-6
Понятие ведущей деятельности. Игра в жизни ребёнка и взрослого. Теория жизненных сценариев, игр и поглаживаний в транзактном анализе. Психологические защиты. Кризис осознавания смертности.
6-9
Адаптация к школе. Учебная деятельность. Подход к событийному оцениванию жизненного этапа. Развитие внимания и СДВГ. Конкуренция и кооперация. Теория компенсации А. Адлера
10-13
Сексуальное развитие, пол и гендер. Понятие социальной роли. Пубертат. Профориентация и типы врастания подростка во взрослую жизнь по Шпрангеру.
14-18
Что такое темперамент, характер и его акцентуация. Этап становления мировоззрения. Общение как ведущая деятельность. Концепция идеального и реального я по Роджерсу в приложении к возрастной психологии
19-22
Переход во взрослость. Эго идентичность и теория возрастных этапов Э. Эриксона. Развитие интеллекта во взрослом возрасте и когнитивные стили. Ожидание от дружбы и понятие инфантильности
22-27
Понятие оптимума развития. Сочетание и не сочетание различных сфер жизни. Место наставника в жизни человека. Различные ожидания обществ от человека. Модель любви Р. Стернберга и понятие созависимых отношений
27-35
Понятие экзистенциальный кризиса и реинтеграции. Разбор особенностей проживания профессионального кризиса и фазы профессионального становления. Функции семьи и понятие дисфункциональной семейной системы.
35-45
Дискуссия вокруг понятия "смысл жизни" и взгляд на него Виктора Франкла. Кризис взрослости и стадия зрелости по Эрику Эриксону. Понятие гражданской идентичности.
45-65
Понятие индивидуации по К. Юнгу. Гормональная перестройка тела и влияние этого на психику. Синдром пустого гнезда и различные варианты социальной изоляции. Теория принятия возрастных изменений Р. Пека
65-80
Понятие геронтопсихологии и онтопсихологии. Подходы к определению старости и по какому типу может идти старение. Изменения в социальном окружении в связи со старением. Плюсы пожилого возраста
80+
Исследования работы со страхом смерти И. Ялома. Понятие духовного роста по Б. Ливехуду. Этапы психического распада личности. Этапы переживания умирания и задачи горевания
Данный курс является практическим и поэтому программа лекционных встреч может меняться в зависимости от вопросов участников обучения. Также каждая такая встреча предполагает время для ответов на вопросы учащихся. Смысл этой половины курса дать инструменты для мышления о своём клиенте и вашем взаимодействии с ним в контексте его и вашего возраста.
В лекционной части будет отведено время на более глубокое рассмотрение отдельных тем профессионалами, которые специализируются именно на них. К таким темам относится, например, “Ведение психологической работы с группами школьников” или “Помощь людям в процессе горевания”. Список участвующих в курсе преподавателей вы найдете ниже.
Вторая половина курса - практическая, состоит из обсуждения и поиска ответов участниками на следующие вопросы:
- С какими проблемами касательно этого возраста может обратиться к помогающему специалисту клиент или его родственник.
- Про что важно помнить и о чём важно спросить при работе с человеком в определенном периоде.
- Какие есть способы и методики проработать психологические сложности, возникшие в более раннем возрасте, когда человек его уже прожил.
- Как в этом временном периоде человек сталкивается с экзистенциальными данностями (конечность, выбор, телесность, отдельность-связанность).
Также каждая практическая встреча – это подробный разбор конкретных тем актуальных в возрасте.
Примеры тем:
- Подготовка к родам,
- Вопросы связанные с кормлением грудью,
- Привыкание к горшку и навык есть самому,
- Выбор и подготовка к школе,
- Домашние задания,
- Ребёнок и гаджет,
- Поиск работы и выбор учебного заведения,
- Отношения детей от первого брака с новым супругом родителя,
- Помощь и уход за стареющими родителями.
В течение курса каждому участнику будет предоставлена в электронном виде рабочая тетрадь для личного использования. Она организована по возрастным периодам и туда можно будет записывать важные идеи, связанные с личным проживанием периода, или мысли о работе с клиентами этого возраста. Также на практических встречах возможны небольшие психологические упражнения, связанные с возрастом, при готовности на такую работу со стороны участников.
Особенность курса
- Курс рассматривает все возраста, начиная от зачатия и до последних дней. В отличие от большинства программ по возрастной психологии, наш курс обращен к практикам, работающим не только с детьми, но и со взрослыми клиентами.
- Наш курс главной своей задачей ставит помощь в расширении понимания происходящего с клиентом и подборе правильного способа помощи с точки зрения процесса развития. Поэтому из каждого лекционного фрагмента мы делаем выводы о том, с какими вопросами может обратиться человек в связи с конкретным возрастом, какие методы работы психолога стоит использовать. Также по каждому этапу развития мы разберем несколько сложных случаев из практики.
- В рамках курса мы стремимся показать столкновения с жизненными данностями в каждом возрасте и влияние сделанных в этом возрасте выборов на дальнейшую жизнь человека.
- Для каждого модуля мы порекомендуем книги, которые полезно прочесть для более глубокого его понимания, а также видео лекции и фильмы.
- На практических встречах будет разбор случаев, для которых важно понимать возрастные особенности.
Формат обучения
Видео-встречи два раза в неделю по три академических часа. Доступ к лекционным материалам будет сохранен для участников в течение полугода от начала обучения.
Количество участников курса – до 15 человек.
Расписание онлайн встреч | |
Вторник | Суббота |
28 сентября | |
1 октября | 5 октября |
8 октября | 12 октября |
15 октября | 19 октября |
22 октября | 26 октября |
29 октября | 2 ноября |
5 ноября | 9 ноября |
12 ноября | 16 ноября |
19 ноября | 23 ноября |
3 декабря | 7 декабря |
10 декабря | 14 декабря |
17 декабря | 21 декабря |
Ведущие программы
Организатор и главный преподаватель курса - Алексей Зыков, психолог-консультант, супервизор. Вместе с коллегами руководил психологическим центром «12 коллегий». В рамках этого проводил консультации, группы и психологические лагеря, а также обучал детской психологии сотрудников центра. Много работал в качестве супервизора с педагогами. Эксперт в области групповой динамики. Участник сообщества социопрактиков «Метаверситет» и содружества психологов «Dom» (тг канал @PsyDom_Tbilisi).
Ведущий лекций - Елена Картавенко, клинический психолог, преподаватель психологии. Участвовала в исследованиях, связанных с развитием детей. Имеет практику работы с клиентами разных возрастных групп, включая перинатальный период и глубокую старость. Эксперт в области психологии горевания.
Приглашенные специалисты Мария Миронова, Ксения Шишалова, Екатерина Ортюлю, Дарья Гапоненко
Официальное подтверждение
Студенты, прошедшие курс обучения и сдавшие вовремя итоговую работу, получают сертификат государственного образца о повышении квалификации на 80 академических часов, зарегистрированный в Федеральном реестре сведений о документах об образовании и (или) о квалификации.
Стоимость: 30 000 руб.
Оплата обучения возможна двумя частями, 20 000 руб. до начала обучения и 10 000 руб. после первой половины.
Для записи на курс свяжитесь с нами в телеграм или вотсап (@BiboiBobo2 +79213490912).