Манифест экзистенциально-гуманистического подхода

Мы не претендуем на истину. Только на мнение.

Авторы.

В конце ХХ века американский психолог и психотерапевт Джеймс Ф. Т. Бьюдженталь описал пять признаков экзистенциально-гуманистического подхода в психотерапии.

  1. Вера в то, что все психологические проблемы человека берут свое начало на экзистенциальном уровне — уровне бытия человека в мире. Благополучие человека зависит от степени его знакомства с основными экзистенциальными данностями — конечностью, телесностью, отдельностью-но-связанностью, способностью действовать и не действовать и способностью к выбору, а также с принятием указанных данностей в собственной жизни.
  2. Вера в то, что человек уникален, бесконечен в развитии, принципиально неполон и не завершён, пока жив, и непознаваем до конца. 
  3. Уверенность в том, что основной фокус работы психотерапевта — субъективное клиента, основная задача — помощь клиенту в знакомстве с собственным субъективным и раскрытии его потенциала, а основное орудие работы — субъективное психотерапевта.
  4. Уверенность в том, что экзистенциально-гуманистическая терапия является жизнеизменяющей, и основные изменения происходят при работе в здесь-и-теперь клиента, в живых взаимоотношениях клиента и терапевта.
  5. Убежденность в том, что не стоит ограничивать поиск в субъективном какой-либо специальной методологией, не стоит делить методы и методики на приличествующие и низкие. Методический плюрализм расширяет границы и позволяет использовать весь накопленный в работе опыт.

 

История в России

Сейчас, в первой четверти XXI века, в России все это, на наш взгляд, по-прежнему позволяет эффективно исследовать реальность и искать новые пути помощи клиентам в психологическом консультировании. (в России термин «психотерапия» используется только для обозначения работы врача-психотерапевта. Работа психологов называется психологическим консультированием)

Так получилось, что ЭГП – один из самых сложных подходов в мировой психотерапии – в России был введен в практику государственной помощи населению с начала 1990-х годов. В результате можно сказать, что российский ЭГП является одной из самых демократичных версий этого подхода, десятилетия практики которого в нашей стране в один из самых острых моментов ее истории вполне доказали его действенность и эффективность.

Рожденный в США гуманистами Р. Мэем, Дж. Бьюдженталем, И. Яломом, основанный на идеях европейских философов-экзистенциалистов А.Камю, Ж.-П.Сартра, Э.Фромма, вобравший в себя концепцию диалога М. М. Бахтина и страсть великой русской литературы, подтвержденный практикой жизни и целительства невероятного В. Франкла экзистенциально-гуманистический подход в России развивался и скреплялся в практике кризисной помощи семьям и подросткам, в социальных проектах для малообеспеченных в лихие девяностые и олигархические нулевые. Отсутствие выраженных догм, определений «хорошего» и «плохого» в психике и развитии человека позволяло и позволяет российским приверженцам ЭГП учитывать нашу быстро меняющуюся и традиционно непредсказуемую действительность в своей работе.

Скорость изменений и характерная для новейшего времени абсурдность реальности породили еще одну особенность реализации ЭГП в России: мы старались и стараемся сохранять и воспитывать ЗДРАВОСТЬ в себе и клиентах. Критерий здравости личности — способность видеть реальность вокруг и внутри себя, чувствовать себя и других и вести себя так, чтобы добиваться желаемого и при этом минимально вредить себе, окружающим людям и миру вокруг — с нашей точки зрения, обязателен для жизни в мире, который вдруг стал опасно хрупким и предъявляет очень жесткие требования живущим в нем людям.

 

Важные понятия

В целях наилучшего понимания и удобства чтения последующего текста нам необходимо очертить основополагающие понятия, которыми мы пользуемся в своей практике. Они никак не претендуют на истинность и всеобъемлющий характер. Наоборот, мы подчёркиваем, что это практические, даже узкоспециальные определения, необходимые для психологического консультирования в ЭГП в конкретном понимании.

 

Реальность

Термин «реальность» очень сложен и многозначен. Анализировать его здесь нет возможности, но и не пользоваться им мы не можем. Поэтому мы вводим свое узкоспециальное и практическое определение реальности для психологического консультирования в ЭГП. Реальность – это то, что мы считаем существующим помимо нас. Существующим «объективно». Это физический мир, мир людей, история общая и личная, как мы ее знаем, обычаи, вероятности событий, возможные способы действий и поведения и предполагаемое будущее. Мы все формируемся в разных условиях, в зависимости от той реальности (обстановки и ситуации во всем многообразии), в которой мы выросли. И мы все по-разному сопротивляемся ей, формируя в итоге уникальную индивидуальную реальность.

Реальность изменчива, поэтому мы все время ее тестируем, пробуем, подвергаем анализу наших чувств и разума, соотносим с реакциями и мнениями других людей. Результатом этого взаимодействия и основным инструментом исследования становится система конструктов Я-и-Мир, на которую человек опирается в своих прогнозах, оценках и дальнейших построениях. На протяжении всей жизни человек, взаимодействуя с реальностью, изменяет свою систему конструктов Я-и-Мир, меняя себя, свои отношения с другими людьми, свои представления о реальности и саму реальность (ссылка на сайт).

Понять человека, не понимая этого взаимодействия, невозможно. Именно это взаимодействие человека с реальностью является основной мишенью, задачей и смыслом совместной работы психолога-консультанта и клиента.

 

Экзистенциальные данности

Реальность и наше восприятие реальности формируются в пространстве экзистенциальных данностей, определяющих нашей существование в этом мире. У нас есть подозрение, что этот список далеко не полон, но безусловно, первыми и основными выделяются следующие:

 

Конечность

Все в этом мире имеет начало и конец, все подчиняется ритмам, в каждом рождении заложена будущая смерть, в каждом начале – окончание.

 

Телесность

Телесность (укорененность) – наши сознание, способы реагирования, чувства, мысли, взгляды, память, отношения не просто зависят от нашего тела, а являются его производной, в той же степени, в какой наше тело является производной от характера, личности, образа жизни и других особенностей сознания и психики. Данность телесности имеет еще и такую сторону, которую можно назвать укорененностью – а именно, это зависимость формирования человека (включая тело) от среды (способов питания, климатической зоны, взглядов общества на физическую активность, общественного строя, и т. д.).

 

Отдельность-но-связанность

Всем известно, что человек является одновременно социальным и биологическим существом, а это значит, что, являясь биологически отдельным индивидом, он не может ни развиться, ни существовать как человек в отрыве от общества других людей. Мы можем скрыться от других, но каждая мысль, каждое слово, каждый вздох связывает нас с другими людьми. Мы во всем зависим от других людей, но при этом можем поступать самостоятельно, как отдельная, независимая единица, несущая ответственность за свои действия.

 

Способность к выбору

Это способность человека в состоянии осознанности отбрасывать множество возможности и отказываться от множества путей, оставляя только одну возможность и один путь.

 

Способность действовать и не действовать

Способность человека в состоянии осознанности мобилизовать свои ресурсы для осуществления выбранного действия, активно вмешиваться в течение собственной жизни и в окружающую реальность. Или сознательно этого не делать. Позволяя жизни меняться без своего активного участия и принимая последствия своего недеяния.

 

Жизнь человека 

Жизнь человека – процесс непрерывного столкновения с этими данностями в виде локальных и экзистенциальных кризисов. Нормальность и естественность самого процесса не исключает необходимости снижения драматичности и травматичности этих столкновений. Современная нам реальность меняется стремительно. Люди приобретают невиданные ранее возможности влияния на реальность и на саму природу человека. Специалист вынужден постоянно формировать свое отношение к этим изменениям (например, отношение к эвтаназии, к природе пола, формам телесности, способам деторождения, природе интеллекта и т. п.).

 

Интенциональность

Течение жизни обеспечивается процессом интенциональности, то есть процессом превращения желания в действие. Этот процесс происходит под воздействием двух противонаправленных сил: Воли и Лени. Воля толкает человека к изменениям, к действию, к напряжению и реализации желаний, целей и задач, наполняющих жизнь смыслами. Лень сдерживает движение, не давая человеку истощить все ресурсы, навредить себе торопливостью и неподъемными задачами.

 

Сопротивление

А еще жизнь можно описать как процесс сопротивления – воздействиям физической среды, давлению общества, собственным представлениям, страху перед будущим, и так далее. Сопротивление человека закрепляется в привычных способах поведения и является объектом пристального изучения в процессе психологической работы, так как, по сути, является закрепленными формами взаимодействия человека с реальностью.

 

Здравый смысл

Здравый смысл – способность воспринимать и осмыслять реальность вокруг и внутри себя с минимальными искажениями, чувствовать себя и других, и вести себя так, чтобы добиваться желаемого, приносить пользу себе, окружающим людям и миру вокруг и при этом стараться не вредить.

 

Принципы

Опираясь на эти определения, в работе мы руководствуемся следующими принципами:

 

1. Здравый смысл прежде всего

  • Соображения здравого смысла всегда важнее любой схемы, потому что ориентированы на актуальную ситуацию и на повышение качества взаимодействия человека с реальностью.
  • В работе необходимо уделять равное внимание мыслям, чувствам и поведению, потому что все они с разных сторон, но одинаково значимо отражают наше взаимодействие с реальностью.
  • Необходимо с самого начала работы относиться к любому феномену психики и поведения как к имеющему смысл или ценность для жизни человека, даже если такие феномены на первый взгляд кажутся непонятными или даже вредными.
  • Важно соотносить результат и затраты на его достижение. Затратами считаются любые ресурсы, привлеченные участниками рабочего процесса к осуществлению процесса и достижению результата: силы, время, деньги, поддержка окружающих и др.
  • Нужно стремиться к тому, чтобы в результате работы эффективность и качество жизни клиента повышались. Понятия “эффективность” и “качество”, безусловно, меняются в соответствии с требованием момента. Но мы считаем, что они всегда должны включать аспекты здоровья человека, его эмоционального комфорта, общения с окружающими и ощущения осмысленности жизни.

 

2. Понимание предшествует изменениям

Понимание с точки зрения помогающего экзистенциально-гуманистического взаимодействия означает взаимный процесс общения, при котором участники приходят к общему представлению относительно понимаемого феномена. Понимание в психологическом консультировании обязательно включает: понимание происходящего в жизни клиента, включая логику событий, их процесс и связи, понимание страдания клиента, понимание его потенциала, понимание ресурсов (включая социальные отношения) и актуальной способности к ответственным решениям и действиям.

Понимание клиента требует знакомства с контекстом его жизни, способности представить себе смысл его поведения и функцию его симптома.

Не стоит инициировать и стимулировать клиента к изменениям, ответственным решениям и действиям, если понимание еще не достигнуто.

 

3. Все и всегда может измениться

Постоянно возникают новые знания и концепции, которые следует учитывать. Надо быть готовым в любой момент отказаться от своей предыдущей точки зрения, если она не соответствует здравому смыслу или противоречит новому пониманию. Это не всегда легко – жаль потраченного времени и творческих сил, но любая концепция имеет свои исключения и ограничения. Не существует такой вещи, как раз и навсегда разрешенная проблема, поэтому не стоит и стремиться к поиску «вечных решений». Наличие проблем – признак наличия жизни.

 

4. У людей могут быть разные реальности, и эти реальности равноправны с нашей.

В теории этот принцип равноправия своего и чужого давно стал общим местом, но на практике его реализовывать довольно сложно. Нелегко противостоять чисто физиологическому неприятию того, что воспринимается как чуждое. Огромен соблазн объявить нездоровым то, что непохоже на мое, привычное, знакомое. Ориентироваться здесь, на наш взгляд, можно на эффективность этого «непохожего» в жизни Другого, на понимание функции и смысла этого непохожего в жизни конкретного человека.

 

5. Цель работы психолога

Учитывая все вышесказанное, целью работы психолога является повышение качества жизни и эффективности взаимодействия человека с реальностью – внешней и внутренней. Если выразиться очень приблизительно и очень обобщенно, то цель психологической работы состоит в том, чтобы так или иначе уменьшить страдание и сделать возможным счастье клиента, не забывая при этом о его здоровье, близких людях, социальной и жизненной реализации сейчас и, возможно, в будущем.

 

6. Поиски смысла жизни

Психолог не является носителем смысла жизни клиента. Но вполне может сопровождать его поиски.

Расписание программ и семинаров 2024-2025 учебного года
Смотреть
Контакты
Телефон организации: +7 (981) 7992528
E-mail: anodpoego@gmail.com
Адрес: СПб, Московский пр., д. 107, к. 5